В апреле 2021 года на территории Российской Федерации запланировано проведение двух крупных исследований качества образования школьников: исследование PIRLS-2021 и апробационный этап исследования PISA-2022.
Исследование PIRLS-2021 проводится под эгидой Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Апробационный этап исследования PISA-2022 проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Национальным центром проведения исследований является Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) – подведомственная организация Рособрнадзора.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности, которое проводится каждые пять лет. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. В Российской Федерации в 2021 году в исследовании примут участие более семи с половиной тысяч четвероклассников из 296 школ 43 регионов страны. Исследование пройдет в бумажном (в 92 образовательных организациях) и электронном (в 204 образовательных организациях) форматах. Результаты исследования PIRLS-2021 будут официально опубликованы международным центром в декабре 2022 года.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся образовательных организаций в возрасте 15 лет.
Российская Федерация принимает участие в исследовании PISA на регулярной основе, начиная с самого первого цикла исследования в 2000 году. В 2022 году пройдет восьмой цикл этого исследования, в нем примут участие более 80 стран. Исследование PISA-2022 будет оценивать математическую, читательскую, естественно-научную и финансовую грамотность. Кроме этого, инновационным направлением этого цикла является креативное мышление.
В апреле 2021 года в Российской Федерации в рамках подготовки к основному этапу исследования PISA-2022 проводится апробационный этап исследования PISA-2022. В выборку апробационного этапа исследования PISA-2022 вошли более 3 000 учащихся из 58 образовательных организаций пяти регионов страны: Москвы, Вологодской области, Рязанской области, Московской области и Орловской области. Основной этап исследования пройдет в апреле 2022 года. Итоги основного этапа исследования PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.