ICCS (International Civic and Citizenship Study)

ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.

ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).

Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS проводился в 2016 году.

Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:

  • различия в уровне граждановедческих знаний;
  • изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
  • интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
  • восприятие угроз для гражданского общества;
  • особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
  • аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.

Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:

  • гражданское общество и системы;
  • гражданские принципы;
  • гражданское участие;
  • гражданственность и гражданская идентичность.

Участие России в ICCS

Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.

Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:

  • 45 регионов;
  • 210 образовательных учреждений;
  • 4480 учащихся;
  • 3380 учителей.

Результаты

  • Средний балл IEA: 503-506
  • Греция, Австрия, Люксембург < 503
  • Средний балл России = 506 (15-16 место)
  • Швеция, Финляндия, Эстония > 506

При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:

  • Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
  • Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
  • Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.

Таблица 1 Результаты международного исследования качества граждановедческого образования 14-летних школьников по уровням подготовленности учащихся

Россия В среднем по ICCS
Ниже уровня 1 10% 16%
1 уровень 29% 26%
2 уровень 36% 31%
3 уровень 26% 28%

Эффекты участия РФ в ICCS:

  • Усилено внимание на вопросы правового образования и финансовой грамотности.
  • В 2015 году проведено Национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России (учтены образовательные запросы и культурные особенности).
  • Разработан комплект рекомендаций структурам управления образованием (всех уровней), авторам учебников, системе повышения квалификации педагогов.
  • Татарстан в 2016 году провел комплексное исследование всей системы гражданского образования.

В ICCS-2016 приняли участие 250 школ из 42 регионов Российской Федерации.

Новые фокусы в исследовании 2016 года:

Фокусная область 1: Экологическая устойчивость в гражданском образовании.

Фокусная область 2: Экономические знания как аспект гражданского образования.

Фокусная область 3: Роль морали в гражданском образовании.

Фокусная область 4: Социальное взаимодействие в школе.

Фокусная область 5: Использование новых общественных средств массовой информации в гражданском образовании.