PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Таблица 1. Участие Кировской области в международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS

Год проведения исследования Количество регионов-участников Участие Кировской области (федеральная выборка)
2016 42 нет
2011 42 нет
2006 45 да
2001 45 да

Цель участия нашей страны в этом исследовании — получить ответы на ряд вопросов:

  • Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
  • Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
  • Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
  • Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
  • Как семья способствует развитию грамотности?
  • Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
  • Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?

В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий будут включены:

  • анкета для учащегося;
  • анкета для учителя;
  • анкета для родителей;
  • анкета для администрации школы.

В России в исследовании PIRLS-2016 участвовали более 4000 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов страны.

С.С. Кравцов — «Результаты участия России в международном исследовании PIRLS-2016»

Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://www.centeroko.ru) при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Очередные исследования PIRLS по исследованию уровня качества чтения и понимания текста обучающимися 4-х классов пройдут 2021 году.