Общественные советы при Министерстве просвещения РФ и Рособрнадзоре провели первое совместное заседание. Оно прошло на площадке Общественной палаты РФ. Предметом обсуждения стали проведение государственной итоговой аттестации школьников и подготовка нового положения о лицензировании образовательной деятельности.
«Прошлый год был особенным для проведения государственной итоговой аттестации. Пришлось перестраивать всю инфраструктуру проведения ЕГЭ, перестраивать расписание, менять определенные правила в соответствии с той эпидемиологической ситуацией, которая была», — напомнил заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский, добавив, что в 2021 году итоговая аттестация школьников также имеет ряд особенностей по сравнению со стандартной процедурой.
Он проинформировал членов общественных советов о том, как будет проводиться государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов в этом году, а также рассказал, как пройдут итоговые контрольные работы, которые в мае напишут по одному из предметов по своему выбору девятиклассники.
В 2021 году на основной период проведения ЕГЭ и ГВЭ заявлено около 795 тысяч выпускников 11 классов и выпускников прошлых лет. Для проведения ЕГЭ планируется открыть свыше 5 тысяч экзаменационных пунктов во всех регионах России и 58 зарубежных странах. Как и в прошлом году, проведение экзаменов будет организовано с учетом мер эпидемиологической безопасности, рекомендованных Роспотребнадзором. В расписании предусмотрен дополнительный период проведения ЕГЭ в июле 2021 года, когда экзамены смогут сдать те выпускники, которые пропустят основные сроки их проведения из-за болезни или карантина.
Чтобы помочь участникам в подготовке к экзаменам и облегчить им поиск нужной информации, на сайте Рособрнадзора был размещен новый ресурс «Навигатор ГИА». Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ, который в 2021 году впервые пройдет в компьютерной форме.
Игорь Круглинский напомнил, что в 2021 году ЕГЭ отметил свой 20-летний юбилей. «Процедура устоявшаяся, международными экспертами признано, что она является одной из наиболее высокотехнологичных в мире и обеспечивает объективную оценку знаний выпускников. С теми задачами, которые перед ним ставились, единый госэкзамен справился. Но мы, безусловно, понимаем, что модель ЕГЭ должна совершенствоваться как с точки зрения технологии организации экзаменов, так и с точки зрения содержания контрольных измерительных материалов», — заявил замруководителя Рособрнадзора.
Участники заседания обсудили, какой отпечаток на проведение ЕГЭ наложила эпидемиологическая ситуация и стоит ли, в частности, сохранить этот экзамен в качестве обязательного для всех выпускников, в том числе тех, кто не планирует поступление в вузы. Было предложено повторно вернуться к этой теме на новом совместном заседании общественных советов осенью 2021 года, с тем чтобы проанализировать опыт двух лет проведения государственной итоговой аттестации в сложных эпидемиологических условиях и понять, какие выводы из него нужно сделать для стандартной практики проведения экзаменов.
Замруководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова рассказала об изменениях, которые были внесены в положение о лицензировании образовательной деятельности, вступившее в силу с 1 января 2021 года. Она проинформировала, что сейчас Рособрнадзором совместно с профильными министерствами ведется работа над новой моделью лицензирования и аккредитации образовательной деятельности, подходы к которой обсуждаются на различных площадках.
«Мы доработаем лицензионные требования, чтобы создать исчерпывающий перечень требований к лицензиатам и соискателям лицензий. Нам важна помощь представителей образовательного сообщества, чтобы правильно этот перечень сформировать», — сказала она.
В свою очередь статс-секретарь – заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников предложил членам общественных советов при Рособрнадзоре, Минпросвещения и Минобрнауки активно включиться в обсуждение проекта нового положения о лицензировании образовательной деятельности, как только он будет подготовлен.
Участники позитивно оценили практику проведения совместных заседаний общественных советов и высказались за то, чтобы продолжить ее в дальнейшем.