Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие в заседании Комитета по образованию и науки Государтвенной Думы, где подвел итоги работы службы в 2020 году и рассказал об особенностях проведения оценочных процедур в образовании в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции.
«Прошлый год был очень непростым. Нам пришлось реализовать комплекс специальных мер по проведению государственной итоговой аттестации. Подходы к новому формату согласовывались с экспертным сообществом. В результате все выпускники, которым нужен был ЕГЭ для поступления в вузы, смогли сдать экзамены. Результаты ЕГЭ не улучшились и не ухудшились по сравнению с прошлым годом», — сказал Анзор Музаев.
Он отметил, что итоги прошедшей экзаменационной кампании вызвали дискуссию о том, нужно ли сохранить обязательную сдачу ЕГЭ для всех выпускников. В 2020 году, когда аттестаты выпускникам 11 классов были выданы без обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике, правом не сдавать ЕГЭ воспользовались около 70 тысяч выпускников. «В каком формате мы будем оставаться дальше – это вопрос, который должно решать экспертное сообщество», — подчеркнул глава Рособрнадзора.
Он добавил, что в 2020 году резко возросло количество выданных выпускникам медалей «За успехи в учении», так как право на их получение не подтверждалось результатами ЕГЭ. «У нас некоторые, к сожалению, недобросовестные школы воспользовались этим, и количество медалей у нас выросло», — констатировал Анзор Музаев. В 2021 году право на получение медалей будет подтверждаться результатами ЕГЭ по русскому языку, либо результатами ГВЭ.
Пандемия оказала влияние и на проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) – они были перенесены на осень 2020 года. В ближайшие годы планируется перевести проведение ВПР в компьютерный формат и сократить время написания работ до одного урока. Глава Рособрнадзора также высказал мнение о необходимости сокращения числа мониторингов, которые в дополнение к ВПР проводят регионы и школы. «Перечень контрольных работ и замеров должен быть ограничен – у школьников должно оставаться время, чтобы учиться», — сказал он.
Анзор Музаев отметил, что пандемия выявила проблемы с IT-компетенциями части учителей. Для устранения этих проблем были предприняты оперативные шаги, чтобы обучить педагогов правильным методикам работы в новых форматах. «Но онлайн-обучение не должно полностью заменить традиционную форму, оно должно быть дополнением к тому, что есть», — заявил руководитель Рособрнадзора.
Он добавил, что вынужденный переход части школ на дистанционное обучение не привел к серьезному снижению образовательных результатов, что показывают как результаты ЕГЭ, так и результаты проведенного осенью мониторинга подготовки обучающихся по стандартам международного исследования PISA.
Ситуация пандемии повлияла и на систему аккредитации образовательных организаций. В 2020 и 2021 годах действие государственной аккредитации было пролонгировано. В настоящее время формируются новые подходы к системе госаккредитации вузов. Они предполагают, в частности, что аккредитация может стать бессрочной, а основанием для ее получения или лишения должна быть реальная оценка качества подготовки обучающихся.
Члены Комитета по образованию и науки высоко оценили опыт работы Рособрнадзора в условиях пандемии. Руководитель Рособрнадзора заверил депутатов в готовности службы к дальнейшему сотрудничеству для повышения качества образования в Российской Федерации.