Рособрнадзор в 2020 году провел апробацию моделей оценки компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций (директоров и заместителей директоров школ).
Результаты этой апробации были обсуждены в ходе экспертного вебинара, организованного Рособрнадзором.
Данное исследование продолжает серию апробаций моделей оценки школьных учителей, которую Рособрнадзор проводил в 2017-2019 годах по различным предметным областям. В ходе них тестируются оценочные средства и подходы к новой модели оценки компетенций учителей, которая должна стать альтернативой существующей системы аттестации педагогов. Всего за эти годы в проекте приняли участие более 50 тысяч учителей и около 5 тысяч руководителей образовательных организаций практически из всех регионов России. Экспертизу инструментария для проводимых диагностик осуществляли более 30 экспертных организаций.
«По мере того, как мы апробируем различные модели, мы видим большой интерес со стороны учительского сообщества. Мы работаем в тесном контакте с Общероссийским Профсоюзом образования, ведем постоянные консультации, чтобы выстроить эту работу на высоком качественном уровне. Это очень важная работа, которая должна положительно повлиять на качество образования в целом в Российской Федерации», — заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, открывая вебинар.
В исследовании 2020 года приняли участие 5764 учителей начальных классов и 3598 руководителей образовательных организаций из 70 субъектов РФ. Оценка компетенций педагогов начальных классов проводилась впервые, директоров школ и их заместителей – второй год подряд. Также в рамках исследования был проведен анализ региональных практик использования результатов оценки компетенций учителей.
Диагностическая работа для учителей начальных классов состояла из 12 заданий на оценку предметных компетенций (по предметам «Математика», «Русский язык» и «Окружающий мир») и восьми заданий на оценку методических компетенций. Диагностическая работа для руководителей включала в себя задания на оценку управленческих компетенций (управление кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией) и оценку управленческого потенциала, например, системности мышления, качества и скорости обработки информации.
Подавляющее большинство учителей и руководителей успешно справились с диагностической работой. При этом те из них, кто живет и работает в городах, показали несколько более высокие результаты, чем их коллеги из сельских школ.
Каждый из участников апробации выступал одновременно и как эксперт, высказавший свое мнение о предложенных для оценки диагностических материалах.
Также в рамках исследования проводилось анкетирование, в ходе которого учителя и руководители отвечали на вопросы о своем возрасте, стаже работы, образовании, квалификационной категории, подходах и технологиях, которые они используют в работе, формах повышения профессионального мастерства, использовании в работе информационно-коммуникационных технологий.
Так, в соответствии с данными анкетирования, информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности используют около 92% учителей начальных классов и 93% руководителей образовательных организаций. Около 84% учителей начальных классов используют социальные сети для коммуникации с обучающимися, их родителями и коллегами. Среди разных форм повышения профессионального мастерства наиболее популярным у учителей оказалось посещение открытых уроков и мастер-классов своих коллег. Освоение специальных программ повышения квалификации заняло второе место по популярности среди опрошенных педагогов и первое место у руководителей.
По результатам проведенного исследования будут подготовлены аналитические отчеты по каждому субъекту РФ и по России в целом. Выполнение диагностической работы осуществлялось диперсонифицированно. С результатами конкретного учителя может ознакомиться только он сам по своей личной просьбе.
Результаты исследования будут использоваться для разработки программ повышения квалификации учителей. На основе данных апробации будут сформулированы конкретные рекомендации, которые регионы и смогут использоваться для формирования программ повышения квалификации на следующий год.