Регулирование порядка закупок автономными учреждениями
Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.
Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона, приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.
Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.
Законом установлено, что автономное учреждение может установить в подобном положении любой способ закупки, а не только аукцион или конкурс. Как отмечает Минэкономразвития РФ, это могут быть как способы, указанные в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и иные способы: открытые конкурсы, электронные аукционы, двухэтапные конкурсы, закупки из единственного источника и т. д. При этом автономное учреждение обязано установить в положении о закупке порядок осуществления закупки выбранным способом.
Закупка ряда товаров (работ, услуг), таких как бумага, канцелярские принадлежности, электронно-вычислительная техника, автомобили, услуги по уборке зданий и др., может осуществляться только в электронном виде (полный перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616). Такие разъяснения даны ФАС РФ в письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12. При этом способ осуществления закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также ее порядок указанным способом автономное учреждение определяет самостоятельно – также в положении о закупке.