TALIS (Teaching and Learning International Survey)

TALIS — международное сравнительное исследование педагогического корпуса (Teaching and Learning International Survey). Проводится под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Что такое TALIS?

  • Возможность привлечения учителей и руководителей школ к анализу образовательных процессов и разработке ключевых аспектов образовательной политики;
  • Налаживание сотрудничества между правительством, ОЭСР, профессиональными объединениями учителей и международным консорциумом;
  • Опрос с использованием самозаполняемых анкет по репрезентативной выборке;
  • Восполнение ключевых информационных пробелов в вопросах национальной и международной образовательной практики (условий и качества преподавания, влияния учителя на эффективность обучения).

Исследование TALIS проводилось ОЭСР в 2008 и 2013 годах. Всего в исследовании принимали участие 37 стран (в 2008 году – 24).

Ключевые аспекты преподавательской работы, которые рассматривает TALIS:

  • «портрет» учителя, основные трудности в его работе,
  • практика преподавания, установки и убеждения учителя,
  • качество школьного руководства,
  • оценка работы учителей и обратная связь, которую они получают, формы вознаграждения за качественную работу,
  • профессиональное развитие учителей.

Участие России в TALIS-2013

В 2008 году Россия участвовала в этом исследовании неофициально, а в 2013 году включилась в исследование уже на официальных основаниях.

Основные результаты

Гендерное и возрастное соотношение:

  • Профессия школьного учителя является во всем мире преимущественно женской, в России 85% женщин-учителей (среднее значение по странам-участницам – 68%).
  • Женщины преобладают и в директорском корпусе российских школ (77,6% против 49,8%).
  • Доля молодых учителей (до 25 лет) в России составляет — 4,7 %, что выше среднего показателя, равного 2%.
  • Когорта учителей старшего возраста (старше 50) в России – 40% (в среднем по странам-участницам TALIS 32%).

Возраст:

  • Средний возраст российского директора равен примерно 51 году, что немного ниже среднего по странам-участницам исследования (52 года).
  • При этом в России меньше, чем в среднем, директоров в возрасте старше 60 лет.

Опыт и стаж работы:

  • Российские учителя опытнее большинства учителей в странах-участницах TALIS: их стаж работы в школе превышает 20 лет (среднее значение 16,6 лет).
  • Российские директора в среднем работают в своей должности около 9 лет, как и большинство директоров из стран-участниц TALIS.

Условия работы учителей:

  • Учителя из России реже меняют место работы: раз в 15 лет (среднее значение 10 лет), чаще работают на полную ставку и значительно реже совмещают преподавание двух или нескольких предметов.
  • Российские учителя работают больше (рабочая неделя превышает 46 часов, из них 23,5 часа — преподавание), чем в среднем (38\20).
  • На административную работу (прежде всего, составление отчётности) приходится более 4 часов (среднее значение 3 часа). Перегруженность административной работой характерна и для директоров школ.

Образование:

  • Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей, что больше, чем в среднем по исследованию (90,06%).
  • Российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5% — Россия, 26,48% — в среднем по странам-участницам TALIS).