Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
Таблица 1. Участие Кировской области в международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS
Год проведения исследования | Количество регионов-участников | Участие Кировской области (федеральная выборка) |
2016 | 42 | нет |
2011 | 42 | нет |
2006 | 45 | да |
2001 | 45 | да |
Цель участия нашей страны в этом исследовании — получить ответы на ряд вопросов:
- Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
- Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
- Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
- Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
- Как семья способствует развитию грамотности?
- Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
- Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий будут включены:
- анкета для учащегося;
- анкета для учителя;
- анкета для родителей;
- анкета для администрации школы.
В России в исследовании PIRLS-2016 участвовали более 4000 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов страны.
С.С. Кравцов — «Результаты участия России в международном исследовании PIRLS-2016»
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://www.centeroko.ru) при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Очередные исследования PIRLS по исследованию уровня качества чтения и понимания текста обучающимися 4-х классов пройдут 2021 году.