ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.
ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).
Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS проводился в 2016 году.
Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:
- различия в уровне граждановедческих знаний;
- изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
- интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
- восприятие угроз для гражданского общества;
- особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
- аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.
Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:
- гражданское общество и системы;
- гражданские принципы;
- гражданское участие;
- гражданственность и гражданская идентичность.
Участие России в ICCS
Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.
Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:
- 45 регионов;
- 210 образовательных учреждений;
- 4480 учащихся;
- 3380 учителей.
Результаты
- Средний балл IEA: 503-506
- Греция, Австрия, Люксембург < 503
- Средний балл России = 506 (15-16 место)
- Швеция, Финляндия, Эстония > 506
При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:
- Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
- Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
- Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.
Таблица 1 Результаты международного исследования качества граждановедческого образования 14-летних школьников по уровням подготовленности учащихся
Россия | В среднем по ICCS | |
Ниже уровня 1 | 10% | 16% |
1 уровень | 29% | 26% |
2 уровень | 36% | 31% |
3 уровень | 26% | 28% |
Эффекты участия РФ в ICCS:
- Усилено внимание на вопросы правового образования и финансовой грамотности.
- В 2015 году проведено Национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России (учтены образовательные запросы и культурные особенности).
- Разработан комплект рекомендаций структурам управления образованием (всех уровней), авторам учебников, системе повышения квалификации педагогов.
- Татарстан в 2016 году провел комплексное исследование всей системы гражданского образования.
В ICCS-2016 приняли участие 250 школ из 42 регионов Российской Федерации.
Новые фокусы в исследовании 2016 года:
Фокусная область 1: Экологическая устойчивость в гражданском образовании.
Фокусная область 2: Экономические знания как аспект гражданского образования.
Фокусная область 3: Роль морали в гражданском образовании.
Фокусная область 4: Социальное взаимодействие в школе.
Фокусная область 5: Использование новых общественных средств массовой информации в гражданском образовании.