Анзор Музаев принял участие в работе стратегической сессии, посвященной качеству общего и профессионального образования

В День преподавателя высшей школы состоялась стратегическая сессия, посвящённая вопросам развития общего и профессионального образования. Её провёл Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. В работе стратсессии участвовал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Открывая встречу, председатель Правительства поздравил преподавателей вузов с профессиональным праздником. Далее премьер-министр сообщил, что в Российской Федерации за последние пять лет в рамках национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты» был реализован широкий комплекс мер с общим объёмом финансирования почти в 1,3 трлн рублей. Благодаря этим средствам тысячи учебных заведений по всей стране были отремонтированы и оснащены современным оборудованием.

Кроме того, по указу Президента в пилотном режиме на базе шести российских вузов внедряется новая модель высшего образования. Михаил Мишустин также подчеркнул необходимость создания системы качества для каждого уровня образования.

«Сегодня нам предстоит сформировать четкую систему оценки качества образования – каждого его уровня. Инструменты у нас есть. Рособрнадзор разработал индекс оценки качества, аккредитационный мониторинг. В этом году они применялись впервые», – сказал Мишустин на стратегической сессии «О качестве образования».

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко прокомментировал образовательную стратегию страны: «Это беспрецедентная масштабная работа в новейшей истории России. В неё вовлечена, по сути, вся страна – эксперты в области образования, педагоги, ректоры ведущих университетов, представители бизнеса и госкорпораций, непосредственно учащиеся и молодёжь».

В своём выступлении в ходе стратегической сессии Анзор Музаев подвёл итоги достигнутых результатов национальных проектов. По общему образованию Россия заняла место в первой десятке стран по средневзвешенному результату участия наших школьников в оценке качества образования, а в сфере высшего образования страна вошла в десятку ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок.

Руководитель Рособрнадзора остановился на национальных целях развития России, определённых Президентом, на период до 2030 года и перспективу до 2036 года. В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» целью общего образования является развитие личности, приобретение ею фундаментальных знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе и осознанного выбора профессии. Достижение указанных целей напрямую связано с качеством образования.

«Элементами качества образования являются образовательные результаты обучающихся, кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Рособрнадзор обладает инструментами, позволяющими эффективно оценивать качество образования на всех уровнях и по всем обозначенным направлениям. К ним относятся индекс качества общего образования и аккредитационный мониторинг. Обе процедуры были разработаны в целях снижения бюрократической нагрузки», – заявил Анзор Музаев.

Комплексная оценка качества общего образования проводится во всех 89 субъектах Российской Федерации и основывается на данных ФИС ГИА и приёма, ФИС ОКО, данных Росстата и МВД. Индекс качества рассчитывается по 69 показателям, разбитым по трём направлениям: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда. Максимально возможное значение по всем показателям – 140 баллов: в зависимости от полученных суммарных значений регионы распределяются по трём уровням – высокий, средний и низкий.

«Шесть регионов показали низкий уровень качества общего образования. Именно они требуют особого внимания. Регионов с низким уровнем качества образования быть не должно. Кроме того, к 2030 году мы планируем увеличить количество регионов с высоким уровнем качества образования до 50, а к 2040 – до 62. Проводить данную оценку планируется ежегодно», – прокомментировал Анзор Музаев.

Для оценки профессионального образования используется трансформированная модель ранее проводимой процедуры аккредитации – аккредитационный мониторинг. Он позволил снизить документарную нагрузку на образовательные организации.

«Предмет оценки в аккредмониторинге – образовательные программы. Направлениями оценки стали кадры, условия реализации, образовательные результаты выпускников и их трудоустройство», – прокомментировал произошедшие изменения Анзор Музаев.

Он также сообщил, что к 2030 году доля образовательных программ колледжей и вузов, полностью соответствующих всем показателям, должна составить не менее 65 %, а к 2040 году – 85 %. Проводить данную процедуру в отношении образовательных программ высшего и среднего профессионального образования планируется раз в три года.

Перечислив риски и вызовы, стоящие перед российским образованием, руководитель Рособрнадзора обозначил точки роста, благодаря которым система должна стать ещё более крепкой и современной, а качество отечественного образования усилится. Подходы и решения, которые определены в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии развития образования.

Пресс-служба Рособрнадзора