Рособрнадзор назвал приоритеты на 2024/25 учебный год

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела совещание с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями по вопросам приоритетных направлений в сфере образования в 2024/25 учебном году.

Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев остановился на двух приоритетных направлениях работы – оптимизации числа контрольных и проверочных работ и снижении бюрократической нагрузки на педагогов – и рассказал о связанных с ними нововведениях в текущем учебном году.

С этого учебного года проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) нормативно закреплено и обязательно для всех школ и организаций СПО. Одновременно введены в действие нормы, регулирующие проведение иных контрольных и оценочных процедур в школах. Результаты проведенного Рособрнадзором анализа показали, что на проведение различных контрольных работ и тематических диктантов тратится до 35 % учебного времени и более 60 % времени внеурочной деятельности. Это создавало большую нагрузку на обучающихся и педагогов.

С нового 2024\25 учебного года в школах и колледжах будут проводиться только закреплённые нормативно федеральные оценочные процедуры (всероссийские проверочные работы (ВПР), ВПР в СПО и национальные сопоставительные исследования (НСИ). При этом один обучающийся в течение учебного года будет участвовать только в одном из указанных мероприятий.

Проведение контрольных работ муниципального уровня запрещено, а на региональном уровне могут проводиться только оценочные процедуры, согласованные Рособрнадзором. На текущий учебный год Рособрнадзор согласовал проведение 39 таких региональных мероприятий в 20 регионах. В основном они связаны с оценкой знания родных языков и владения функциональной грамотностью. Проведение иных оценочных процедур регионального уровня является неправомерным, и школы должны отказываться от участия в них и сообщать в Рособрнадзор, если им навязывают участие в несогласованных контрольных и проверочных работах. При этом за учителями сохраняется право проведения собственных контрольных работ, которые они сочтут необходимыми, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным. Контроль за соблюдением введенных ограничений является одним из приоритетов для Рособрнадзора и региональных органов управления образованием с этого учебного года.

Основным ориентиром для школ должны быть результаты ВПР, которые нужно использовать для промежуточной аттестации обучающихся, и на основе анализа которых должна вестись работа по ликвидации имеющихся образовательных дефицитов и повышению качества образования.

«Разработчиками ВПР являются лучшие педагоги Российской Федерации, задания проходят федеральную экспертизу. Это стандартизированные материалы, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. Это процедура, где по результатам внесённых в систему данных учителя и директора школ получают обратную связь, статистику и рекомендации, с которыми можно работать», – отметил Анзор Музаев.

Он добавил, что Рособрнадзором постоянно ведётся работа по оптимизации содержания ВПР, чтобы сделать их как можно более релевантным оценочным инструментом, и по снижению нагрузки на педагогов, связанной с отчётностью по результатам ВПР.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков рассказал, что загрузка результатов ВПР будет с этого учебного года осуществляться школами с помощью специальной программы «Адаптер», скачать которую можно на сайте ФИОКО или в личных кабинетах образовательных организаций в ФИС ОКО. Кроме того, в личных кабинетах появится раздел «Паспорт образовательной организации», который будет содержать основные данные об образовательной организации. Эти данные больше не будут запрашиваться у школ перед проведением ВПР. Также будет обновлён раздел аналитики для образовательных организаций, в котором будут представлены все результаты ВПР для каждой школы, их анализ с описанием имеющейся ситуации и рекомендации по её улучшению.

Владимир Старичков также рассказал об изменениях в проведении ВПР в школах в этом учебном году. Изменились параллели участников ВПР: добавился 10 класс, а в 11 классе ВПР проводиться больше не будут. В ВПР появятся новые предметы: литературное чтение в 4 классе, литература в 5-8 и 10 классах, информатика в 7 и 8 классах. В ВПР возвращаются иностранные языки для всех параллелей, участвующих в проверочных работах. При этом в иностранных языках в 2025 году не будет элемента «говорение», т.к. его реализация вызывала определенные сложности, которые мешали организовать проведение ВПР для целого класса в течение одного урока. Для некоторых предметов изменилась продолжительность проведения ВПР. В 4 классах все ВПР будут проводиться в течение одного урока, русский язык во всех параллелях, кроме 10 класса, также будет проводиться за один урок. В целом проведение всех ВПР ориентировано на один или два урока. Сокращены сроки проведения ВПР в школах: в 2025 году они пройдут с 11 апреля по 16 мая.

Анзор Музаев также рассказал о работе по снижению бюрократической нагрузки на педагогов, принятых законодательных и нормативных актах, ограничивающих перечень обязательной для ведения документации. Он особо отметил важность обратной связи от педагогов в случаях нарушения их прав. «Нам нужна обратная связь, чтобы мы узнали о проблемах. Прошу учителей довериться нам и не бояться сообщать о нарушениях. Мы постараемся ни одного педагога не дать в обиду, если на него после обращения к нам будут давить. Нам нужно всем вместе навести порядок и сформировать иную культуру, связанную с бумажной нагрузкой и правами учителей», – заявил Анзор Музаев. Он добавил, что уже есть прецеденты, когда управленцы разных уровней лишались своих должностей после попыток преследовать учителей за жалобы на нарушение их прав.

Директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования Наталья Алтыникова напомнила, что действует горячая линия Рособрнадзора, с помощью которой учителя могут сообщать о неправомерных действиях по навязыванию им избыточной документационной нагрузки. Также с января действует информационный канал «Школы. Бюрократическая нагрузка» на платформе «Сферум», где сообщается информация о предпринимаемых для сокращения бумажной нагрузки шагах и действует механизм обратной связи.

Разработан чат-бот для «Сферума» «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого будут приниматься обращения, связанные с бюрократической нагрузкой. Он будет давать автоматические ответы на часто задаваемые вопросы со ссылками на законодательные и нормативные акты, к которым можно апеллировать, а в случае нетривиальных ситуаций обращение будет направляться к ответственному специалисту в регионе. Если в течение месяца проблема, изложенная в обращении, не будет решена, и обратившийся с жалобой педагог это не подтвердит, к решению проблемы будет подключаться Рособрнадзор. На следующей неделе тестирование чат-бота будет запущено во Владимирской и Кемеровской областях, а со второй четверти этот опыт планируется масштабировать в рамках всей страны.

Участникам совещания также рассказали о проведении национальных исследований качества образования, новых подходах в определении школ с низкими образовательными результатами и работе с такими школами, новом оценочном инструменте «Индекс качества общего образования Российской Федерации», который заменит оценку качества образования в Российской Федерации с помощью международных сопоставительных исследований, апробировать который планируется осенью 2025 года.

Анзор Музаев призвал регионы и муниципалитеты не использовать результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР для рейтингования школ и педагогов. Он рассказал также, что Рособрнадзором в настоящее время отрабатывается концепция введения для школ отличительных значков «Школа с высокими и объективными результатами» и «Школа с объективными результатами», которые отмеченные ими школы смогут размещать на своих сайтах.

Полная видеозапись совещания размещена в группе Рособрнадзора в VK.

Пресс-служба Рособрнадзора