В рамках Всероссийского общественного обсуждения вопросов совершенствования государственной итоговой аттестации (ГИА) прошли секции, посвящённые совершенствованию организационно-технологической части экзаменов и среднесрочным перспективам развития ГИА-2030.
Участники секций рассмотрели предложения, поступившие от граждан, экспертов, парламентариев, общественных деятелей и высказали своё мнение о возможности и целесообразности их реализации.
Говоря об ОГЭ, участники дискуссии обсудили, нужно ли оставить только два обязательных предмета (русский язык и математику), отказавшись от сдачи предметов по выбору, сохранить нынешний формат (два обязательных и два предмета по выбору), увеличить количество сдаваемых предметов по выбору или заменить их метапредметными экзаменами разной направленности. Большинство всё же высказались за сохранение текущей конструкции два обязательных предмета и два по выбору.
Большинство участников согласились с тем, что результаты ОГЭ должны учитываться при приёме в профильные 10 классы и сузы. Для этого нужно будет внести соответствующие изменения в законодательство и нормативные акты, регулирующие правила приёма, а результаты экзаменов нужно будет перевести в стобалльную шкалу. При этом участники обсуждения отметили остро стоящую проблему объективности результатов ОГЭ и сливов экзаменационных материалов перед экзаменами. Полностью перевести проведение ОГЭ в формат ЕГЭ в настоящее время не позволяют организационные и финансовые возможности регионов. Также было высказано предложение перевести в компьютерный формат выполнение заданий с кратким ответом в ОГЭ.
Участники обсуждений не поддержали идеи об отмене ЕГЭ, итогового сочинения или итогового собеседования по русскому языку в 9 классах, но были высказаны мнения, что ЕГЭ необходимо оставить только как вступительный экзамен в вузы.
Нововведение 2024 года – возможность для выпускников пересдать ЕГЭ по одному из предметов – было положительно оценено всеми участниками обсуждения, однако они разошлись во мнениях, стоит ли давать выпускникам возможность выбирать лучший из двух полученных результатов. Также была озвучена проблема более раннего завершения приёма заявлений от абитуриентов вузами, проводящими дополнительные вступительные испытания, когда ещё не все результаты получены участниками экзаменов.
Идея о реализации возможности круглогодичной пересдачи ЕГЭ в специализированных центрах не нашла поддержки. Создание таких центров требует значительных финансовых средств. Кроме того их работа нарушит принцип равенства возможностей участников экзаменов в пользу тех, кто проживает в городах, где такие центры могут появиться, или тех, чьи родители располагают большими финансовыми возможностями.
Предложение о замене или дополнении ЕГЭ или ОГЭ цифровым портфолио образовательных и иных достижений участники обсуждения также сочли дискуссионным. «Мы продолжим исследовательскую деятельность в этом направлении, но в ближайшее время до конкретных шагов не дойдём», – подвёл итог обсуждения заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский.
Он также пообещал учесть предложения сделать краткие инструкции для лиц, осуществляющих проверку и допуск участников ЕГЭ в экзаменационный пункт, и включить проверку настройки рамок металлоискателей в общий контроль технической готовности оборудования, который проводится перед экзаменами.
Также прозвучали предложения распечатывать для участников экзаменов автоматически заполненные бланки регистрации, чтобы им не приходилось заполнять их от руки, установить время нахождения участников в экзаменационном пункте в случае задержки начала экзамена, после которого экзамен автоматически переносится на другой день, сделать обязательной установку блокираторов сигнала мобильной связи во всех экзаменационных пунктах. Идея о введении дресс-кода для участников ЕГЭ поддержана не была. Было также обсуждено наполнение Открытого банка заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ, возможность открывать после проведения ЕГЭ варианты контрольных измерительных материалов, перевод баллов из первичных в тестовые и ряд других вопросов.