Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) была проведена работа по согласованию региональных сопоставительных исследований качества общего образования, запланированных к проведению в 2024/2025 учебном году.
В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в целях сокращения избыточного количества контрольных и проверочных работ для школьников, с нового учебного года региональные оценочные процедуры не могут проводиться без согласования с Рособрнадзором.
До 20 июля 2024 года в Рособрнадзор поступило 70 заявок на проведение региональных исследований из 27 субъектов РФ. Наибольшее количество заявок было подано на проведение комплексной оценки функциональной грамотности и региональных оценочных процедур по родным языкам субъектов РФ.
По итогам анализа, проведённого Рособрнадзором совместно с Федеральным институтом оценки качества образования, было согласовано проведение 39 региональных исследований. По остальным заявкам было отказано в проведении исследований.
Основными причинами отказа в согласовании являлись отсутствие обоснования необходимости проведения регионального исследования в дополнение к федеральным мероприятиям по оценке качества образования, дублирование целей и задач федеральных мероприятий, отсутствие эффективных механизмов использования результатов региональных исследований, недостаточные организационные стандарты исследований.
Семь заявок, направленных на согласование, по мнению Рособрнадзора не относятся к региональным исследованиям качества общего образования, так как целевой аудиторией данных исследований являются образовательные организации или педагогические работники, а не обучающиеся. Кроме того, больше половины указанных исследований создают излишнюю бюрократическую нагрузку на образовательные организации и педагогов со стороны регионального органа управления образованием.