Актуальные вопросы развития системы оценки качества образования в России обсудили на конференции, организованной Рособрнадзором и Академией «Просвещение».
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что при планировании оценочных процедур на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации необходимо избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.
Он рассказал, что в настоящее время ведётся обсуждение изменений при проведении всероссийских проверочных работ (ВПР). Со следующего учебного года длительность всех ВПР планируется сократить до одного урока. «Пока учёт результатов всероссийских проверочных работ осуществляется по желанию школ, но в перспективе мы думаем о том, чтобы результаты ВПР учитывались не только как итоговая оценка, но стали более весомыми», – заявил он.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко отметил, что пока сохраняются проблемы с объективностью ВПР, которые необходимо решать. Одно из средств для этого – внедрение компьютерной формы данной процедуры. ВПР, которые в этом году участники выполняли на компьютерах, показали более высокую объективность результатов, чем написанные в традиционном формате. «Мы будем ускоренными темпами двигаться в сторону компьютеризации оценочных процедур», – заявил он.
Анзор Музаев рассказал, что осенью 2023 года будет проведён новый цикл исследования для оценки качества общего образования, чтобы отследить динамику его развития. Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена задача по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. По данным последнего цикла исследования, средневзвешенный показатель достиг 10,5. Таким образом, российская система образования вплотную приблизилась к достижению целевого показателя.
Евгений Семченко сообщил, что следующим этапом станет оценка на основе интегрированного индекса школьного образования. Он будет включать показатели по четырём направлениям: индекс качества обучения, индекс сформированности ценностных ориентаций, индекс школьного благополучия и индекс профессионального самоопределения. Это обеспечит возможность мониторинга главных показателей на всех уровнях управления, включая региональный, муниципальный, школьный, через возможность расчёта индекса на каждом управленческом уровне, вплоть до школы. «Это будет практикоориентированный результат, который управленцы на всех уровнях смогут применить в своей работе», – пояснил замруководителя Рособрнадзора.
Также Анзор Музаев рассказал о работе по снижению бюрократической нагрузки как на учителей, так и на сами образовательные организации, которая сейчас проводится под руководством Рособрнадзора. Отслеживаться выполнение принятых в этом направлении решений будет на основе данных опросов учителей, а также при участии Генпрокуратуры. Руководитель Рособрнадзора призвал руководителей региональных органов управления образованием провести анализ всех запросов, которые направляются в образовательные организации, на предмет их обоснованности.
«Нет более важной задачи на ближайшие годы, чем снижение бюрократической нагрузки на учителей, на администрации образовательных организаций, сокращение количества мониторингов. Посмотрите, какие данные вы собираете. Вы будете очень сильно удивлены, сколько мусора запрашивается из школы, и эти сведения никто нигде не использует», – сказал Анзор Музаев.
Евгений Семченко рассказал и о результатах адресной работы со школами с низкими образовательными результатами. За три года доля таких школ сократилась более чем на 18%.
Советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова в своём выступлении остановилась на оценке эффективности воспитательной деятельности общеобразовательных организаций. «Воспитание – это важнейший приоритет сегодня в системе образования. И мы должны понимать, насколько эффективно мы эту работу осуществляем», – отметила она.
При разработке модели оценки воспитательных результатов Рособрнадзор ориентировался на ФГОС, где обозначены личностные результаты образования по восьми направлениям: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духово-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание и ценности научного познания. В рамках мониторинга оценка проводится по 21 показателю, которые разделены по четырём критериям: компетентность учителей, личностные результаты обучающихся, удовлетворенность воспитательной деятельностью и вовлеченность в воспитательную деятельность.
Весной 2023 года была проведена пробная диагностика по разработанной модели, в которой приняли участие 309 школ из 35 регионов.
При этом оценка личностных результатов обучающихся показала их высокий уровень у 60% участников. Самые высокие результаты они продемонстрировали по направлениям гражданского, патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания.