Предварительные итоги первых экзаменов кампании свидетельствуют о стабильности результатов, но вместе с тем по ряду предметов наблюдается рост средних тестовых баллов и количества высокобалльников.
«Результаты единого государственного экзамена убедительно свидетельствуют, что в нашей стране достаточно высокое качество образования, что, несмотря на ковидные ограничения, та методическая работа, которая была организована, дала свой результат. Качество образования не понизилось, а по некоторым предметам даже улучшилось», — заявил на пресс-конференции в понедельник министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Он констатировал рост средних тестовых баллов в 2023 году по сравнению со средними результатами за четыре года (2018, 2019, 2021 и 2022 годов, кроме 2020 года, когда для проведения ЕГЭ в связи с ковидом были применены особые условия). По его словам, ведется целенаправленная методическая работа как с одаренными школьниками, так и со школами с низкими образовательными результатами, ФГОС были наполнены предметным содержанием, разрабатываются единые образовательные программы и единые учебники. «Те меры, которые реализуются Минпросвещения, Рособрнадзором совместно с регионами эффективно работают. Мы это видим не только по результатам ЕГЭ, но и по успехам наших школьников на международных олимпиадах», – сказал Сергей Кравцов.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что экзаменационная кампания этого года проходит на высоком организационно-техническом уровне. «Опасения вызывала ситуация в Курской, Брянской и Белгородской областях, но только один из экзаменов в одном пункте проведения был перенесен на резервный день. На первом месте для нас была безопасность детей», – подчеркнул он.
Руководитель Рособрнадзора рассказал, что по состоянию на 14 июня за нарушения с ЕГЭ были удалены 618 человек. Основной причиной удаления стали шпаргалки (51%) и средства связи (33%). Результаты нарушителей аннулированы.
Анзор Музаев поблагодарил всех педагогов, которые помогли выпускникам достойно подготовиться к экзаменам и обеспечивают проведение ЕГЭ на высоком организационном уровне.
Министр образования и науки ЛНР Иван Кусов рассказал, как проходит ЕГЭ в республике. В этом году выпускники из новых регионов России могли сдавать ЕГЭ по желанию. Для проведения экзамена на территории ЛНР было организовано 13 экзаменационных пунктов, на участие в ЕГЭ зарегистрировано 467 человек. «Несмотря на продолжающиеся столкновения на границе, ЕГЭ во всех пунктах прошел очно и штатно», – рассказал министр. Он рассказал, что в республике уже есть первые стобалльники: выпускник Луганского учебно-воспитательного комплекса «Интеллект» и выпускница Свердловской средней школы № 8 им. С. Синельника, получившие 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.
В 2023 году продолжилась трансформация экзаменационных моделей ЕГЭ на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Акцент был сделан на задания, необходимые для продолжения образовательной траектории и требующие продемонстрировать навыки анализа различной информации, умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения, использовать предметные знания для решения практических задач и др.
ЕГЭ по химии в основной день 26 мая сдавали около 74 тысяч человек. Второй год наблюдается некоторое снижение количества участников ЕГЭ по этому предмету, что может быть обусловлено более осмысленным выбором выпускников экзамена по химии в качестве экзамена по выбору.
В целом можно говорить о некоторой тенденции к улучшению результатов ЕГЭ по химии, что проявилось в повышении среднего балла и увеличении доли высокобалльников. Средний тестовый балл по этому предмету увеличился на 2 по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Число участников, которые показали результаты в диапазоне 81-100 баллов, составило около 18 % от общего количества сдавших ЕГЭ по химии. Максимальный результат в 100 баллов получили 794 человека.
«Первичный анализ, проведенный нашими специалистами, показал, что выпускники, выбравшие для сдачи ЕГЭ химию, стали увереннее привлекать свои математические умения при решении сложных расчетных задач по химии», – рассказала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Наиболее сложными для участников экзамена оказались комбинированные задания, проверяющие сформированность нескольких умений или знания, относящихся к разным темам курса химии.
ЕГЭ по литературе в основной день сдавали около 44 тысяч участников. Средний тестовый балл по этому предмету существенно поднялся, количество высокобалльников также возросло и достигло 25% от общего числа участников экзамена. 100 баллов на ЕГЭ по литературе смогли набрать 1896 человек.
Участники ЕГЭ по литературе 2023 года в целом продемонстрировали хороший уровень осведомленности в области истории и теории литературы, а также показали уверенные навыки анализа и интерпретации художественных текстов. Затруднения у участников с результатами в области порогового значения зачастую вызвали задания базового уровня сложности, требующие знание ключевых элементов содержания художественных текстов.
В 2023 году в критерии оценивания ЕГЭ по литературе была включена оценка грамотности. «Результаты говорят о том, что обновлённые критерии не повлияли на результат сильных и мотивированных участников ЕГЭ по литературе», – констатировала Оксана Решетникова.
Общее количество участников ЕГЭ по географии в 2023 году заметным образом не изменилось и составило около 13 тысяч человек. Средний тестовый балл по этому предмету аналогичен прошлогоднему показателю. Произошло незначительное увеличение доли участников с результатами в диапазоне 81–100 баллов – до 6,7%. 100 баллов на ЕГЭ по географии получили в 2023 году 70 человек.
В 2023 г значимых изменений в структуре и содержании экзамена по географии не произошло. Сложности у наименее подготовленных участников экзамена традиционно возникли при выполнении заданий на знание общих географических закономерностей, где требовалось понимание зависимости между различными компонентами природы, населения и хозяйства.
В ЕГЭ по русскому языку в основной срок приняли участие более 623 тысяч человек. Средний тестовый балл по этому предмету практически не изменился при некотором росте числа высокобалльников – до 26% от общего количества участников ЕГЭ по этому предмету. Традиционно высокое и количество стобалльников по русскому языку, в этом году участников с наивысшим результатом 2883 человека.
«Средний тестовый балл в почти 70 баллов – это показатель твердых знаний освоения курса русского языка. Заметна тенденция к улучшению знания норм современного русского языка: лучше стали выпускники ставить ударения в словах, образовывать формы слов, особенно числительных», – рассказал руководитель комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский.
Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2023 года продемонстрировали стабильное качество языковой и речевой культуры выпускников российских школ. Экзаменуемые хорошо владеют большей частью норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических и др.), имеют сформированные навыки работы с текстами различных стилей и жанровых разновидностей, могут относительно ясно и понятно излагать свои мысли в письменной форме. Пунктуационные темы, как и в прошлые годы, оказались усвоенными несколько хуже, чем орфографические.
Языковая и общекультурная грамотность проверяется через развёрнутый ответ в форме сочинения. Показательно, что большинство участников ЕГЭ пишут развёрнутый ответ свыше 150 слов. По словам Романа Дощинского, в целом с сочинением большинство выпускников справились, особенно в части содержания, но его языковое оформление у части участников всё ещё было недостаточно совершенное. К выявленным недостаткам творческих работ выпускников 2023 года стоит отнести шаблонность речи, наличие смысловых повторов, фактические ошибки при обращении к тексту первоисточника.
Количество участников ЕГЭ по математике профильного уровня несколько снизилось и составило около 282 тысяч человек. Это произошло за счет более осмысленного выбора обучающимися уровня экзамена в рамках завершения перехода на полноценную двухуровневую модель ЕГЭ по математике.
Средний тестовый балл в 2023 году несущественно изменился по сравнению с прошлым годом, максимальный результат в 100 баллов получили 233 человека.
Участники ЕГЭ по математике профильного уровня продемонстрировали уверенные умения выполнения вычислений, решения тригонометрических уравнений, работы с функциями. Большинство участников экзамена успешно справились с заданиями по теории вероятностей и статистике базового и повышенного уровней сложности.
«Мы видим рост выполнения заданий, которые ещё несколько лет назад называли «олимпиадным уровнем», в частности задания 18, которое показывает, как у выпускника, благодаря изучению математики на углублённом уровне, развилось мышление, проверяющее, насколько он может мыслить нестандартно, используя при этом самые обычные методы из традиционной школьной программы. Хороший рост у нас также по проценту выполнения задания с параметром, особенно важному для инженерных специальностей», – рассказал руководитель комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по математике Иван Ященко.
ЕГЭ по математике базового уровня сдавали 337 тысяч участников. Средний балл не изменился по сравнению с прошлым годом и составил «4» (базовая математика оценивается по пятибалльной шкале). По сравнению с 2022 годом снизилась доля участников, не выполнивших минимальные требования, и выросла доля тех, кто получил 3 балла и 4 балла. Более 33% участников получили на ЕГЭ по базовой математике пять баллов.
«В этом году у нас сократился процент неудовлетворительных результатов. Этого удалось добиться благодаря системной работе во всех регионах и помощи школам с низкими результатами», – рассказал Иван Ященко.
ЕГЭ по истории в основной срок сдавали почти 90 тысяч участников, по сравнению с прошлым годом их количество практически не изменилось. Средний тестовый балл по этому предмету также практически не изменился. Доля высокобалльников по этому предмету составляет около 14%, максимальные 100 баллов получили 275 участников ЕГЭ по истории.
«В контрольные измерительные материалы этого года были внесены некоторые изменения. В целом работа стала более разнообразной с точки зрения проверяемых результатов освоения предмета и в большей степени нацелена на проверку знания военных побед нашей страны, в том числе событий Великой Отечественной войны. Тематика военной истории, возможно, не была достаточно хорошо проработана выпускниками, что сказалось на результатах некоторых участников экзамена», – рассказала Оксана Решетникова.
Участники ЕГЭ неплохо справились с заданиями на работу с исторической картой. Определенные трудности вызвали задания, связанные со знанием фактов истории культуры.
ЕГЭ по физике сдавали более 89 тысяч участников. Средний тестовый балл незначительно вырос, немного увеличилась доля высокобалльников среди участников экзамена. Максимальные 100 баллов получили 190 участников ЕГЭ по физике.
«Значительное количество выпускников, которые выбрали этот школьный предмет, продемонстрировали системные знания основ физических наук и различные умения. Мы отмечаем вполне уверенное решение расчетных задач повышенного уровня сложности из разных разделов физики, что говорит о том, что на инженерные специальности в вузы придут абитуриенты, готовые к продолжению обучения», – сказала Оксана Решетникова.
Результаты экзаменов по первым предметам ЕГЭ направлены в регионы и доступны участникам в их личных кабинетах на портале Госуслуг.
Выпускники, не преодолевшие минимальный порог для получения аттестата по одному из двух обязательных предметов (русскому языку и математике), смогут пересдать его в резервные дни основного периода, а участники, получившие неудовлетворительный результат по обоим обязательным предметам, – в дополнительный период в сентябре.