Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в ходе прошедшей 27 ноября пресс-конференции подвела первые итоги исследований качества образования в регионах России по модели PISA, прошедших в 2019-2020 годах.
Вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие годы. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Инструментарий исследования PISA включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, в 2019-2024 годах ежегодно будут проводиться общероссийская и региональная оценки по модели PISA.
«PISA – самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции.
Проект стартовал осенью 2019 года. Тогда оценку по стандартам PISA прошли школы 14 регионов, в исследовании приняли участие почти 65 тысяч учащихся из 1400 образовательных организаций. В общероссийской выборке участвовали около 10 тысяч учащихся из 200 школ.
Осенью 2020 года прошел второй этап исследования. В нем также приняли участие 14 регионов, где работу выполнили более 39 тысяч учащихся из 1400 школ. В общероссийской выборке поучаствовали более 6 тысяч школьников из 190 образовательных организаций. Проведение исследования в 2020 году столкнулось со сложностями, вызванными эпидемиологической ситуацией. В нем не смогли принять участие школы Москвы. Исследование проводилось в очном формате.
Итоги исследования 2019 года подведены. Участвовавшие в нем регионы получили индивидуальные отчеты, содержащие как информацию по каждой школе-участнице, так и данные, призванные поддержать развитие региональных систем управления образованием в целом. Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года.
Участники пресс-конференции рассказали об основных выводах, полученных по итогам исследования 2019 года. Оно показало прямую зависимость результатов PISA от таких факторов, как развитие в школе системы профориентации, кружков и другой внеурочной и проектной деятельности, материальной базы. Также на результаты серьезное влияние оказывают мотивация, дисциплина, уверенность в себе, любознательность и удовлетворенность жизнью у школьников, их отношения с учителями и профессионализм учителей. Чувствительным фактором является наличие доступа школы к высокоскоростному интернету, который учителя могут использовать для подготовки и организации уроков.
Также в рамках исследования был проведен опрос о степени удовлетворенности качеством общего образования обучающихся, их родителей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций. В опросе приняли участие 9874 респондентов из 14 субъектов Российской Федерации. В категории обучающихся значение данного показателя в различных регионах колеблется от 78,9% до 90,0%, в категории родителей – от 79,8% до 83,1%, в категории педагогические работники – от 71,7% до 83,2%, а в категории руководителей – от 74,1% до 86,1%.
Проведенное исследование позволило выявить в каждом регионе наиболее успешные школы и изучить те практики, которые они используют в своей работе. Эти практики легли в основу организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+».
В 2021 году исследование будет продолжено. Планируется проведение региональной оценки по модели PISA в следующих регионах: Амурская область, Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Мурманская область, Республика Дагестан, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Свердловская область, Калужская область, Орловская область, Республика Адыгея.